Второе письмо музейного кота

Вспомнил я сегодня одну интересную и поучительную историю. Ее и расскажу.

Однажды, когда я жил в Британском Музее, я любил копаться в отделе древних рукописей. Воспоминания о юности, проведенной в Древнем Египте, оживали во мне, когда я разворачивал манускрипты и  разбирал полузабытые пиктограммы, несущие для меня картины далекого прошлого. Обычно это происходило по ночам, когда и без того тихие комнаты совершенно исчезали из мира звуков.

Одним из сотрудников отдела древностей тогда в музее служил очень интересный человек, Уоллис Бадж, невысокого роста, тихий господин лет 40,  но уже лысоватый, в аккуратных очёчках, большой знаток и любитель древнеегипетких папирусов. Именно на его столе я однажды обнаружил папирус под номером 10188 — полустертый, потерявший былой лоск, и, надо заметить, довольно невзрачный. Бадж его, видимо уже просмотрел и отложил к стопке малоценных бумаг.

А меня что-то в нем привлекло. Этим «что-то», как я понял потом, стал небольшой значок, имя бога. По древнеегипетски это имя можно было произнести как «Неб-ер-чер». Что означало «Владыка до самого крайнего предела». Я вдруг ясно вспомнил, что именно Неб-ер-чер был невидимой и всемогущей силой, заполнявшей все пространство и время. Мы, музейные коты, очень остро чувствуем время и пространство, гораздо острее, чем люди. Неб-ер-чер был тем самым существом, который и создал нас, музейных котов. Если хотите, по вашему, он был нашим начальником. Хотя это и не совсем верное определение. Ну да ладно. Дело не в этом. В общем, меня привлекло это имя. Хотя я сразу этого и не понял. Я просто начал читать рассказ о том времени, когда не было никакого времени. Рассказчик – а это был сам Неб-ер-чер – описывал, как он вдруг понял, что нет вокруг него ни времени, ни пространства, и решил создать мир.

Но не все просто даже для такого всемогущего бога. Чтобы создать мир владыке, заполнявшему все пространство и время, для начала надо было стать кем-то другим, то есть божественным существом, которое не все собой заполнял и могло бы что-то создать еще, вне себя. Согласитесь, это логично. И тогда произошло превращение Неб-ер-чера в Хепри. А вокруг, надо сказать, бушевал мировой небесный океан, который назывался Нун, хотя ни воды, ни земли еще не существовало. И в этом океане плавали зародыши всех сущих вещей, которые появятся позже, но которые пока пребывали в состоянии инертности и беспомощности. То есть это были такие протовещи, их как бы не было, но они были.

Сам Хепри активировался очень просто — он сам себя породил, произнеся свое имя. Как писал сам Неб-ер-чер в манускрипте, когда Хепри еще был частью существа Неб-ер-чера, он произнес слово «Хепри» — и родился Хепри. И понеслось. Хепри называл вещь — и она появлялась. Так был создан наш мир и все, что в нем находится. Казалось бы – чего проще, каждый так может! Но была одна хитрость: Хепри произносил слова не просто так — Хепри говорил особым образом, обращаясь к своему сердцу, то есть сначала в своем сердце продумывал, какого рода вещь он хочет сотворить, а потом произнесением ее названия воплощал свою мысль в конкретную форму.

Зачем я вспомнил эту историю и вам ее рассказываю? Только ради трех слов, значение которых без длинного рассказа будут непонятны.

В великом и могучем древнеегипетском языке такой процесс обдумывания существования вещей и их активирования назывался словами, которые можно перевести так: «заложение начала в сердце».

Той ночью я переложил манускрипт на столе Баджа в стопку важных документов, а утром проследил, чтобы мой архивариус еще раз внимательно просмотрел папирус. Так и вышло. Бадж прочитал текст, подумал, потер переносицу, — и засел за перевод рассказа Неб-ер-чера.

В скором времени Бадж был назначен хранителем египетских древностей в Британском музее, и оставался в этой должности почти 20 лет, собрав одну из самых уникальных коллекций древностей.

Так я, заложив начало в сердце, приложил свою лапу к созданию величайшей коллекции великого музея.

Произносите слова, обращаясь к своему сердцу! Так создаются миры. И музеи. Все остальное — просто слова.

Ваш музейный кот

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *